Строительство железнодорожного переезда
Железнодорожный переезд является местом пересечения жд-путей с автодорогой на одном уровне и считается одним из самых сложных элементов дорожной сети, во многом определяющим эффективность эксплуатации как автомобильного, так и железнодорожного транспорта. Функционирование подобного объекта повышенной опасности требует от работников и участников дорожного движения строгого соблюдения связанных с ним правил и инструкций.
Особенности жд-переезда
ДТП на переездах случаются регулярно, и согласно статистике, в большинстве случаев вина лежит на плечах автомобилистов. ГИБДД ежегодно фиксирует свыше 150 тысяч нарушений ПДД водителями автотранспорта - в среднем на каждый объект приходится 8 нарушений. В связи с этим следует напомнить главное правило безопасного движения на переездах: железнодорожный транспорт имеет преимущественное право движения перед всеми другими видами транспорта.
Основные требования, предъявляемые к жд-переезду:
- исправное состояние;
- хорошая видимость.
Устройство железнодорожного переезда
Переезды обычно устанавливаются на прямых участках дороги и пересекают их, как правило, под прямым углом. Их располагают на насыпной горизонтальной площадке, причем протяженность пути должна быть как минимум десять метров до крайнего рельса, а крутизна уклона - не более 0,5 м.
Жд-переезд в своем устройстве должен иметь:
- Железобетонный или деревянный настил;
- Подъезды;
- Шлагбаумы c сигнальными фонарями;
- Габаритные ворота;
- Предупредительные знаки со стороны автомобильной дороги.
Нелишним будет упомянуть здесь понятие технологического проезда, который предназначен для обеспечения работы предприятия (склада, хранилища, стройки или депо) и располагается на его территории на пересечении путей и автомобильных дорог. Заметим, что он не подлежат учету в качестве переезда.
Устройство железнодорожного переезда бывает двух типов:
- общего пользования;
- необщего пользования.
К первым относят пересечения путей с автодорогами общего пользования, а также с внутренними автодорогами. Вторые включают пересечения путей с дорогами отдельных организаций (как раз к переездам необщего пользования и относится упомянутый технологический проезд).
Строительство железнодорожных переездов
Для мест пересечений дорог идет постоянная разработка и внедрение конструкционных материалов, позволяющих повысить безопасность и обеспечить бесперебойность движения автомобилей и подвижного жд-состава.
Как и строительство железных дорог, строительство переездов должно строго подчиняться технологическим требованиям и инструкциям, и любые отклонения здесь исключены. Важную роль при проектировке переезда играет монтаж устройств заграждения, препятствующих выезду на пути. Они состоят из нескольких барьеров, которые закреплены в дорожном полотне на уровне покрытия дороги. Чтобы предотвратить несанкционированный въезд, крышки барьеров поднимаются, предотвращая проезд со стороны автодороги. При этом оказавшемуся в границах переезда транспорту дорога будет освобождена: крышка пропустит автомобиль под действием колес машины. Устройство также имеет датчики выявления препятствий в подконтрольной зоне, способные отправлять запрещающий сигнал на жд-светофоры. Для извещения участников движения о любых чрезвычайных ситуациях, будь то авария или неисправность, используются маячки и сирены.
При строительстве определяется вид жд-переезда:
- регулируемый;
- нерегулируемый.
Первый оснащен сигнализацией, а также может иметь дежурного, в обязанность которого входит обеспечение безопасного следования поездов и движения автотранспорта на переезде. Дежурный открывает и закрывает переезд, отвечает за подачу сигналов и следит за состоянием проходящих составов. Регулируемые переезды также должны иметь телефонную связь со станциями.
Покрытие железнодорожного переезда
Для устройства переезда используются следующие материалы:
- бетон;
- железобетон;
- резинокордовые плиты;
- резинобетонные настилы;
- композитное сырье.
Покрытие, имеющее в своем составе резину, применять наиболее удобно и выгодно. Его эластичность позволяет достигнуть следующих целей:
- смягчить нагрузку;
- погасить вибрацию;
- распределить нагрузку на колеса.
Такое покрытие позволяет поддерживать целостность скреплений рельсов. В результате его использования они хорошо прилегают к путям и застрахованы как от попадания внутрь грязи, так и от различных деформаций. Стоимость резиносодержащих систем довольна высока, однако достоинства говорят сами за себя: простота монтажа; высокая скорость проезда транспорта; адаптированность к любому региону; повышенный срок службы.
Эксплуатация железнодорожных переездов и их ремонт
На подходах к переезду в обязательном порядке должны быть установлены предупреждающие знаки. Также важно, что для движения через переезд громоздких машин и механизмов необходимо специальное разрешение и происходить оно должно строго под наблюдением бригадира пути. Кроме того, в зависимости от плотности движения, некоторые жд-переезды должны иметь обязательное электрическое освещение. Капитальный ремонт переездов обычно неотделим от реконструкции всего пути, при этом полотно в зоне переезда обычно укладывается такое же, как и на прилегающих к нему участках.
При эксплуатации жд-переездов должны достигаться следующие цели:
- безопасность и надежность системы перевозок;
- рост пропускной способности;
- исключение простоев автомобилей.
В целом же устройство железнодорожного переезда призвано выполнять одну главную задачу: обеспечивать высокий уровень безопасности всей системы и высокую скорость транспортировки грузов.