Методы георадиолокационной диагностики железнодорожного пути
Для рационального планирования и разработки проектов капитального и среднего ремонтов железнодорожного пути, а также усиление земляного полотна требуется полная и достоверная информация о состоянии основной площадки, балластного слоя, подбалластной и откосных зон всего земляного полотна. В подобных целях эффективнее всего применять геофизические методы диагностики железной дороги с использованием георадаров.
В РГУПС разработаны новые методы полной георадиолокационной диагностики состояния балластного слоя, объектов земляного полотна, а также оползне-опасных склонов. Подобные методы в будущем помогут строительству и проектированию железных дорог в России и за рубежом.
Метод георадиолокации основан на отражении высокочастотных электромагнитных волн от границ раздела сред с разнообразной диэлектрической проницаемостью.
Метод георадиолокации дает возможность, в дополнение к точечной (дискретной) информации по обособленным скважинам, получать сплошную (непрерывную) информацию на радарограммах в поперечном и продольном профилях всего железнодорожного пути.
Возможности геодиагностики
- Разработанная методика геодиагностики, с программным продуктом, предоставляет возможность:
- получить георадарной информацию о состоянии грунтовой среды на глубине до 6-10 м;
- получить достоверную информацию при фильтрации (погашении) помех от контактной сети, рельсошпальной решетки и обустройства всего железнодорожного пути. Этот момент стоит учитывать при ремонте путей железнодорожного хозяйства;
- провести позиционирование дефектов и деформаций подшпальной и подбалластной зоне (балластных углублениях основной площадки: корыт лож, мешков и др.), а также в откосах насыпей и выемок;
- получить наглядную интерпретацию о результах георадиолокационной съемки с подробным отображением объектов земляного полотна в масштабном (цифровом) виде;
- выполнить автоматическую обработку георадарной информации с выделением границ раздела разнообразных сред балласта, грунта и др. материалов и пород цветным отображением с выделением чрезмерно увлажненных зон, а также информации об уровне грунтовых вод, разуплотнении зон и т.д.
Метод георадиолокационной диагностики может быть реализован в скоростном режиме при мониторинге железных дорог путем разработанного геодефектоскопа (с рупорным оснащением антенн, Notebook и др.) на основе путевой тележки.
Экспериментальные работы, которые были проведены на Московской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной железнодорожных путях, подтверждают приемлемую достоверность оценки состояния объектов земляного полотна. А также обеспечивают выявление потенциально опасных или деформативных участков подбалластного основания и локальных деформаций.
Метод геодиагностики является очень эффективным средством контроля качества проведенных ремонтов железных дорог. Благодаря такой тщательной проверке путей, жд транспорт станет в будущем еще более безопасным.