Все о верхнем строении железнодорожного пути
Верхнее строение пути предназначается для обеспечения движения состава. Помимо этого, данный слой принимает нагрузки, которые оказывает поезд в процессе движения. Верхнее строение пути - это комплексная конструкция, которая включает рельсы, рельсовые скрепления, шпалы, а также щебеночный балласт, песчаную подушку, стрелочные переводы, переводные и мостовые брусья. Рельсы, которые соединены со шпалами, образуют единую рельсо-шпальную решетку. Шпалы в таком случае углубляются в балластный слой. Его располагаются на основной площадке земляного полотна.
Особенности работы верхнего строения
Верхнее строение пути функционирует в достаточно сложных условиях, регулярно подвергаясь воздействию проходящих составов, ветра, атмосферных осадков, а также перепадов температуры. При этом оно должно быть достаточно прочным, а также долговечным, устойчивым и экономичным. Рельсы предназначаются для направления перемещения колес поезда, а также для восприятия нагрузки от него, плавной передачи ее на шпалы. Помимо этого, рельсы используются в качестве проводников сигнальных токов автоматической блокировки. Также они используются в роли элементов тяговых сетей на электрифицированных участках путей.
Для стабильной работы рельсы также должны быть прочными, надежными, устойчивыми к негативным воздействиям. В таком случае ударно-динамические нагрузки выдерживаются без проблем. Для изготовления рельсов используется углеродистая высокопрочная сталь. В зависимости от поперечного профиля и массы различают конструкции следующих типов: Р50, Р65, а также Р75. Буква "Р" означает "рельс", а число - это масса одного метра рельса в килограммах.
Описание шпал
Шпалы - это главный тип подрельсовых оснований. Такие конструкции служат для поглощения давления, исходящего от рельсов. После этого давления постепенно передается на балластный слой. В соответствии с современными условиями использования шпалы должны быть упругими и достаточно прочными. Для изготовления шпал используется железобетон, а также дерево. Конструкции специально пропитывают масляным антисептиком для надежной защиты от загнивания. Деревянные шпалы имеют совсем небольшой срок службы - всего 15-18 лет. В некоторых жарких странах с высокой влажностью для изготовления шпал используются металлические брусья.
Со временем у шпал может теряться упругость, для ее восстановления необходимо своевременно производить ремонт жд пути
Описание рельсовых скреплений
Рельсовые скрепления - немаловажные элементы, которые служат для надежного крепления рельсов к шпалам. В зависимости от назначения, условий применения, скрепления разделяют на:
- промежуточные;
- стыковые.
Промежуточные конструкции обеспечивают надежную, очень упругую связь рельсов со шпалами, а также с другим подрельсовым основанием. Что касается стыковых скреплений, их применяют для соединения рельсовых звеньев, расположенных в области их стыка.
При длительном торможении состава на затяжных спусках происходит продольное смещение рельсов или же их смещение вместе со шпалами по балласту. Такое явление имеет название "угон пути". Лучший способ его предотвращения - укладка пути на щебеночном балласте, а также использование промежуточных раздельных креплений. Благодаря им обеспечивается достаточно высокое сопротивление продольному смещению рельсов. В таком случае конструкции не требуют вспомогательного закрепления. При смешанном и нераздельном скреплениях для предотвращения угона часто используются противоугоны.