Ультразвуковая дефектоскопия рельсов и железнодорожных путей
Непрерывная эксплуатация ж/д рельсов становится причиной того, что верхняя их часть приходит в негодность, а внутри металлического тела возникают напряжения, деформации, микротрещины и т.д. Постоянная ударная нагрузка со стороны колес, сжимающая – от веса вагонов и температурные напряжения являются причиной износа железнодорожных магистралей.
Суть дефектоскопии
Чтобы обеспечить безопасность движения приходится регулярно диагностировать состояние рельсов. Визуально исследовать многокилометровую дорогу невозможно, поэтому сегодня это делают с помощью специальной техники – ультразвукового дефектоскопа.
Такой агрегат помогает на самом раннем этапе возникновения повреждения рельсов выявить начало процесса разрушения и принять превентивные меры – заменить изношенный участок.
На железных дорогах нынче используют метод неразрушающего контроля, состоящий в исследовании импульса ультразвуковых колебаний. Именно он лежит в основе дефектоскопии пути.
Как известно, при ремонтных работах используют не только новые, а и старогодные рельсы, стрелочные переводы. Дефектоскопия позволяет исследовать качество б/у брусьев на доукладочном этапе.
Преимущества дефектоскопии
Безусловными достоинствами данного метода считают:
- низкозатратность исследований;
- абсолютную достоверность результатов;
- круглогодичную диагностику;
- отсутствие нарушений целостности рельсов.
С помощью такого метода исследуют не только брусья рельсов и стрелочные переводы, но и рельсовые сварные стыки.
Визуальный контроль полотна позволяет выявить только наружные крупные дефекты: выбоины, сколы, вмятины, коррозийные повреждения, расколы и т.д. Но в металлических конструкциях жд магистрали постоянно развиваются контактно-усталостные дефекты I, II и V групп. Обнаружить их с помощью простого осмотра совершенно не реально, тем более в закрытых местах, например, в зоне болтовых соединений, находящихся по стыковым накладкам.
И только с помощью ультразвуковой дефектоскопии ЖД пути можно превентивно выявить разрушения элементов магистрали. По сути, на сегодняшний день это метод исследований состояния дороги самый эффективный и достоверный, причем не зависящий от погодных условий и температуры окружающей среды.
Дефектоскопия позволяет на ранних этапах определить:
- нарушение однородности тела конструкции;
- места поражения коррозией;
- изменение химического состава металла;
- линейные отклонения.
Виды дефектов рельсов
Существует классификатор реечных дефектов НТД/ЦП-1-93, по которому определяют, насколько опасна эксплуатация исследуемых элементов жд магистрали. Причем каждому дефекту соответствует определенный код, по которому определяют меры устранения. Все дефекты рельсов делят на две группы:
- ДР (дефектные);
- ОДР (остродефектные).
Первые относятся к элементам верхнего подвижного пути, эксплуатационные свойства которого ухудшились, но все еще способны обеспечить безопасность движения в определенной точке. Правда, при этом на таком участке часто вводят скоростные ограничения и производят дополнительный, внеплановый контроль.
Остродеффектный рельс является прямой угрозой безопасному перемещению подвижного состава. Иногда он может стать причиной схода колес с полотна. Если ультразвуковая дефектоскопия рельсов показала ОДР, надлежит немедленно произвести замену износившихся брусьев на новые или старогодные.
Этот метод исследования металлической части магистрали является обязательным при выполнении путевых работ и при комплексном ведении путевого хозяйства.
Требования к проведению дефектоскопии
Дефектоскопию применяют не только во время текущего исследования дороги, но и для выяснения сроков и объемов предстоящих работ. Это позволяет правильно распределить финансирование ремонтных мероприятий на текущий и будущий год.
РОСТРАНСНАДЗОР регламентирует проводить дефектоскопию подъездных путей:
- чаще 2-х раз в год на участках, принадлежащих предприятиям, перевозящим опасные грузы;
- минимум 1 раз за год на подъездных путях остальных организаций.
Очевидно, что затраты на такую диагностику несоизмеримо малы в сравнении с последствиями железнодорожных катастроф, случающихся, к сожалению, из-за несоблюдения нормативных требований по срокам исследования.
Компания "Магистраль- ЮГ" осуществляет железнодорожную ультразвуковую диагностику не только в Ростовском регионе, но и по всей Росси. Мы владеем лицензионной лабораторией неразрушающего контроля, укомплектованными дефектоскопичные тележками. Звоните, и наша команда оперативно и гарантированно достоверно выполнит исследовательские работы по состоянию вверенного вам участка жд магистрали.